Правила обязательной маркировки грузов

Отправитель грузов должен соблюдать стандарты и отраслевые требования к маркировке отправлений. Эти правила регламентированы государственными стандартами 14192 от 1996 года, а также 51474 от 1999 года. Кроме того, отправители пользуются нормативами соответствующих министерств и ведомств. Некоторые перевозчики отказываются транспортировать немаркированные грузы даже по внутренним маршрутам. Международная перевозка немаркированного груза невозможна в принципе. Поэтому мы хотим напомнить нашим клиентам об общеобязательных правилах маркировки партии перед транспортировкой.

Что такое маркировка груза

Маркировка штучных и товарных партий предполагает указание на таре цифрового и буквенного шифра, а также графических символов (пиктограмм). Маркер наносят на грузовое место (ГМ) или совокупность таких площадок. Этот шифр можно увидеть и на таре. Все цифры, буквы и пиктограммы должны хорошо читаться, ведь они сообщают перевозчику и грузчикам:

  • Способ обращения с грузовой партией при перевалке, перегрузке, транспортировке.
  • Требования к месту временного хранения грузовой партии.
  • Рекомендованный способ достижения конечной точки маршрута.
  • Рекомендации по распаковке груза.

Кроме этих данных на ГМ и таре указывают информацию, которая помогает контролировать комплектность грузовой партии, обеспечивая ее сохранность во время погрузки и выгрузки, а также транспортировке к месту выгрузки.

Виды маркировки грузов

В логистике принято использовать четыре вида обозначения ГМ и самих грузов. Классификация основана на принадлежности товарной партии к одному из звеньев логистической цепочки, что предполагает выделение:

  • Товарного формата ― наносится на изделие или заводскую упаковку производителем/поставщиком. В шифре есть сведения, которые заинтересуют в первую очередь покупателя, а также информация, облегчающая идентификацию груза при сличении партии с накладной. Обязательная часть такого шифра ― название самого товара и наименование производителя.
  • Отправительской разновидности ― наносится на тару, в которой груз пакуют перед отправкой. Обязательно содержит реквизиты транспортной накладной, а также сведения об отправителе и получателе. Второе название этого вида шифров― грузовая маркировка, что в точности передает ее суть.
  • Транспортного вида ― наносится на ГМ, но может быть не связана с отправительской маркировкой. Имеет жестко регламентированную структуру ― шифр оформляется в виде дробной черты, где вверху (в числителе) ставят порядковый номер регистрации товарной партии у отправителя, а под ним (в знаменателе) ― число грузовых мест.
  • Специальной разновидности ― в эту категорию записывают все аббревиатуры или сокращения, а также пиктограммы, которыми обозначают условия транспортировки, рекомендуемые режимы погрузки/выгрузки и временного хранения на складе.

В качестве маркера обычно используют надписи, регламентированные государственным стандартом 14192 от 1992 года. Стандартное обозначение позволяет читать и понимать шифр всем участникам процесса грузоперевозки ― от грузчика до руководителя транспортной компании.

Разновидности маркирующих надписей по ГОСТ 14192-96

Согласно государственному стандарту на ГМ и таре, в которой транспортируют товары к пункту назначения, обязательно наносят следующие надписи:

  • Основные данные ― официальные сведения о получателе грузовой партии, полные сведения о месте доставки, включая название порта, ж/д станции, города прибытия и прочее, количество ГМ и номер каждого места. При обозначении ГМ и номера используют дробь, где вверху ставят номер ГМ по порядку, а внизу ― общее количество мест в партии. Такую дробь обязательно используют при сборных грузоперевозках, когда в партию входят разнородные или однотипные грузы, а также комплектное оборудование.
  • Дополнительные сведения ― исходящие данные об отправителе партии (полное, официальное наименование), а также место отправки (название города, станции, порта, аэропорта). В эту же категорию попадают маркеры перевозчиков, которые могут соответствовать только внутренним стандартам транспортной компании.
  • Информационные сообщения ― к ним относят вес груза (отдельно масса брутто и нетто), а также габариты в метрах грузового места. Иногда вместо веса указывают количество штучных изделий одного типа в партии. Информацию о массе можно проигнорировать, если брутто и нетто указаны на товарной упаковке. Габариты также можно не указывать, если длина, ширина или высота будут меньше 100 сантиметров (хотя бы по одному из параметров). У воздушного транспорта пороговое значение сокращается до 70 сантиметров.

Все надписи наносят в четком порядке, следуя общепринятым правилам маркировки, что облегчает прочтение этого шифра всеми службами логистики. Ошибка при маркировке приведет к путанице, задержке рейса и простою груза на складах временного хранения (до выяснения обстоятельства нарушения).

Правила маркировки грузов

При обозначении параметров перевозимого товара и маршрута следования на ГМ, упаковке или таре принято следовать таким правилам:

  • Знаки и надписи, которые регламентируют ПРР, наносят в левый верхний угол таблички или плоской грани тары.
  • Предупредительные символы наносят в левом углу, ниже манипуляционных знаков.
  • Информацию от транспортных компаний (перевозчиков) наносят в правом верхнем углу.
  • Сведения об общем количестве ГМ и порядковый номер места наносят по центру таблички или лицевой грани упаковки.
  • Данные на получателя груза и место выгрузки указывают под сведениями по ГМ.
  • Информацию о месте перегрузки (в том числе и в формате мультимодальной перевозки) указывают под информацией о грузополучателе, по центру таблички.
  • Объем грузового места указывают в левом нижнем углу.
  • Габариты (длину, ширину, высоту в метрах) грузового места указывают над его объемом.
  • Массу нетто и брутто указывают по центру нижней части таблички (нетто над брутто).
  • Страну производства товара (или поставщика) указывают в правом нижнем углу.
  • Пункт отправления указывают над страной производства.
  • Сведения об отправителе указывают над пунктом отправления.

Манипуляционные пиктограммы и предупредительные знаки указывают на соседних (примыкающих) гранях упаковки. Если материал упаковки не допускает нанесение, на тару наклеивают или крепят иным способом табличку.

Способы нанесения маркировки на грузы

Обязательное требование при маркировании груза ― контрастность фона и шрифта. Лучшие результаты достигаются при отображении черных букв, цифр, пиктограмм на белый фон (или наоборот). Обычно маркирующие надписи и пиктограммы наносят следующими способами:

  • С помощью трафарета и несмываемой краски ― гарантирует быструю и точную маркировку по стандарту.
  • Типографским способом ― на табличке делают оттиск, что выгодно при транспортировке множества однотипных партий в формате постоянных грузоперевозок.
  • Штемпелеванием ― мобильная альтернатива типографского метода, предполагающая быстрое нанесение печати на тару.
  • Продавливанием, выжиганием, тиснением и прочими методами, совместимыми с материалом тары. Эти технологии гарантируют долгий срок существования маркировки, что важно при транспортировке на дальние расстояния.

Краска должна быть стираемой, если предполагается многократное использование тары. Высоту шрифта и габариты пиктограмм выбирают по стандартам производителя товаров. Место нанесения выбирают в зависимости от типа тары. На ящиках это боковая стенка, у бочек ― дно или крышка, на мешке ― у горловины, под отстрочкой, на тюках ― сбоку, в остальных случаях выбирают хорошо видимую сторону.

Как маркируют международные грузы

Если товарная партия пересекает границу, то кроме стандартной для России маркировки на ящики, мешки, контейнеры и другую тару наносят дополнительную информацию. Во-первых, отправителю нужно указать номер контракта/заказа с поставщиком/покупателем, во-вторых, пункт выгрузки и сведения о маршруте транспортировки, в-третьих, номер наряда на отгрузку со склада производителя, его товарный знак (логотип), а также марку отправителя груза.

Эти данные указывают в информационном блоке. Причем сведения об объеме в этом блоке обязательны в том случае, если они превышают один кубический метр. Причем всю информацию придется указать дважды ― на языке стран отправления и прибытия.

Если эти правила показались вам сложными, заказывайте услугу маркировки товарной партии на нашем складе, совместно с переупаковкой груза по правилам перевозчика или в качестве самостоятельной опции.