Оформление/перевозка опасных грузов воздушным транспортом

Высокая скорость транспортировки грузов в практически любую географическую точку планеты и, сведенная к минимуму, возможность хищения или порчи груза – это те основные преимущества, которые объясняют актуальность перевозки опасных грузов воздушным транспортом.

К этой категории грузов относятся любые изделия или вещества, которые, при отсутствии должного контроля за ними, могут составлять угрозу жизни или здоровью как пассажиров, так и членов экипажа воздушного судна, а также оказывать негативное воздействие на безопасность полета.

Огромный опыт грузоперевозок другими видами транспорта показывает, что большую часть таких грузов можно безопасно транспортировать при условии, что конкретное вещество или изделие правильно упаковано, т.е. соблюдены все соответствующие ограничения по весу и количеству для каждого грузового места.

Перевозка опасных грузов воздушным транспортом может безопасно осуществляться при условии строжайшего и неукоснительного соблюдения определенных норм и требований.

Для обеспечения безопасной и эффективной транспортировки опасных грузов международной организацией ИАТА были разработаны правила, регламентирующие перевозку таких грузов авиатранспортом. В них включен подробнейший перечень веществ и отдельных изделий, указан присвоенный им класс опасности и приемлемость для перевозки авиационным транспортом, а также необходимые условия для их безопасной транспортировки.

Учитывая, что ассортимент выпускаемой продукции постоянно обновляется, появляются новые образцы веществ и изделий, в перечне Правил есть наименования общего характера, что требует участие сертифицированного специалиста для определения принадлежности к тому или иному классу опасности.

Существенным фактором, обеспечивающим безопасность воздушных перевозок, является правильное упаковывание грузов. Правила ИАТА содержат инструкции, определяющие варианты упаковывания опасных грузов, приемлемых для воздушных транспортных средств; предлагается широкий выбор всевозможных упаковок. Упаковки для перевозки опасных грузов воздушным транспортом испытываются согласно требованиям ООН и сертифицируются полномочными органами страны изготовителя упаковки. Для снижения степени риска количество опасного груза, размещаемого внутри упаковки, строго ограничено.

Перед выполнением рейса экипаж судна оповещается о присутствии на его борту опасного груза. Это делается с целью повышения бдительности со стороны членов экипажа на время авиаперевозки.

Декларирование грузоотправителем опасного груза предполагает, что все стороны-участники перевозки ознакомлены со спецификой груза, знают правила его загрузки и обработки, а также порядок действий при возникновении нештатных ситуаций как при погрузке-выгрузке, так и во время полета.

Тарифы на перевозку опасных грузов воздушным транспортом достаточно высоки и могут отличаться от обычных в несколько раз. Это объясняется особыми условиями транспортировки и транзита.

Важно отметить, что опасные грузы относятся к такой категории грузов, когда для организации перевозки нужна помощь специалистов. Привлечение профессионала позволит правильно классифицировать опасный груз, подобрать наиболее экономную и приемлемую сертификационную упаковку, подготовить и оформить необходимую документацию для доставки груза по назначению.

ЗАО «ГК «Максима» предоставляет своим клиентам полный пакет услуг по упаковке, оформлению и перевозке опасных грузов.

Действия сотрудников компании по оформлению и отправке опасных грузов имеет свою специфику по отношению к отправке обычных грузов. Она начинается с момента, когда клиент направляет нам поручение, в котором указывает, характер груза, его количество (вес, объем в м3, количество мест), маршрут, наименование отправителя, получателя. Помимо массогабаритных характеристик груза нас в первоочередном порядке будет интересовать вопрос: есть ли в составе груза вещества либо изделия, подпадающие под определение «опасные» и подлежащие декларированию.

Для того, чтобы сделать правильный вывод о принадлежности к опасному грузу, необходимо получить от клиента пакет документов: товарную накладную/спецификацию, паспорт безопасности, если это химическое вещество производства РФ и MSDS (material safety data sheet), если это импортированный продукт.

Паспорт изделия, его точное название позволит проверить по сборнику кодов ООН, не включен ли он в перечень опасных грузов. Для оценки принадлежности изделия к опасным грузам важными и необходимыми сведениями является также емкость тары, характер упаковки, общий вес и количество изделий в упаковке.

Если ваш груз попадает под категорию «опасный», то для его перевозки требуется пройти ряд дополнительных процедур, а именно:

  • Оформление декларации «Опасного груза»;
  • Упаковка, которая будет соответствовать классу опасности груза;
  • Маркировка мест с опасным грузом;
  • Согласование с Авиакомпанией возможности перевозки данной партии опасного груза на конкретном рейсе;
  • Досмотр груза с вскрытием грузовых мест службой авиационной безопасности на грузовом терминале аэропорта вылета. Производится в случае выявления несоответствия заявленного характера груза и фактического вложения;
  • В отдельных случаях требуется получение подтверждения/разрешения от служб аэропорта назначения о принятии данной партии опасного груза, а также подтверждение Получателя о том, что он заберет груз в аэропорту прилета в течении трех часов после прибытия рейса.

Обращаем ваше внимание на то, что не все грузовые комплексы/склады аэропортов РФ имеют лицензию на обработку и хранение опасных грузов. В случае ее отсутствия, перевозка в данный аэропорт невозможна или осуществляется по особому разрешению.

Более подробная информация о перевозке опасных грузов воздушным транспортом см.ниже:

Перевозки опасных грузов воздушными судами занимают сравнительно небольшую долю в общем количестве доставок, однако являются не менее востребованными, так как позволяют значительно снизить время на транспортировку. Вместе с тем доставка грузов по воздуху является достаточно дорогой по стоимости.

Чтобы обеспечить безопасность воздушной перевозки требуется строго соблюдать правила, разработанные международными и государственными стандартами.

Транспортировка опасных веществ может производиться:

  • грузовыми самолетами;
  • пассажирскими самолетами, при условии, что груз отвечает принятым требованиям и транспортируется с максимальными мерами безопасности.

Какими законами регулируются правила

Правила перевозки опасных грузов на воздушном транспорте утверждены приказом Министерства транспорта РФ № 141 от 5 сентября 2008 года. Данный документ является обязательным Технической инструкцией, утвержденной ИКАО (Международной организацией гражданской авиации для исполнения при транспортировке веществ внутри государства.

Иными нормативными документами, регламентирующими определенные действия, связанные с транспортировкой, являются:

  • Конвенция о международной авиации, принятая в Чикаго в 1944 году;
  • Приложение 18 к вышеуказанному документу, касающееся безопасности перевозки;
  • Модельные правила, разработанные комитетом экспертов при ООН;
  • Инструкция о порядке действий при аварийной ситуации;
  • Воздушный Кодекс РФ;
  • ГОСТ 19433, определяющий классы опасных веществ и требуемую маркировку;
  • ГОСТ 26319-84, касающийся правил упаковки грузов.

Установленные классы опасных грузов

В соответствии с нормативными документами по степени опасности все грузы подразделяются на:

  • особо опасные. Такие вещества перевозить воздушными судами запрещено при любых обстоятельствах;
  • материалы с высокой опасностью;
  • вещества средней степени опасности;
  • грузы с низкой опасностью;
  • грузы в ограниченных количествах, то есть любые опасные вещества, разрешенные к транспортировке в определенном количестве;
  • грузы в освобожденном количестве.

К особо опасным веществам, запрещенным к транспортировке самолетами, относятся:

  • взрывчатые вещества, которые могут привести к опасной ситуации при температуре 75ºС;
  • вещества и материалы, содержащие в своем составе смесь хлора с фосфором или соли аммония;
  • любые вещества, которые определяются как взрывчатые при возникновении сильного удара;
  • любое вещество, выделяющее достаточное количество тепловой энергии при транспортировке по воздуху в обычных условиях, то есть без применения специальных контейнеров;
  • легковоспламеняющиеся материалы (вещества), способные при определенных условиях привести к возникновению взрыва.

Общепринятая классификация опасных веществ подразделяет все грузы на 9 основных классов:

  1. вещества, предрасположенные к взрыву, включая любые пиротехнические изделия;
  2. вещества в газообразном состоянии;
  3. жидкости, имеющие способность к быстрому воспламенению;
  4. твердые легковоспламеняющиеся вещества;
  5. окисляющие материалы и пероксиды;
  6. ядовитые (инфекционные) вещества;
  7. материалы радиоактивные;
  8. коррозийные грузы;
  9. прочие вещества, имеющие низкий уровень опасности.

Каждый класс дополнительно разделяется на подклассы, обладающие определенными свойствами. Например, класс 2 (газы) разделяют на легковоспламеняющиеся (2.1), невоспламеняющиеся (2.2) и токсичные (2.3) газы.

Какие предъявляются требования

При транспортировке опасных грузов воздушными судами определенные требования предъявляются к:

  • упаковке и маркировке перевозимых веществ;
  • воздушному транспортному средству;
  • персоналу, обслуживающему перевозку;
  • погрузочно-разгрузочным работам и хранению веществ до момента погрузки.

К таре и упаковке:

Тара для транспортировки опасных грузов самолетами подбирается с учетом специфических свойств, к которым относятся:

  • устойчивость к механическим повреждениям. Большинство перевозимых грузов укладывается в самолет методом штабелирования, поэтому каждая упаковка должна надежно защищать вещества от механических повреждений;
  • климатические условия. При транспортировке по воздуху возникают такие явления, как перепад температурного режима и перепад давления. Тара, используемая для транспортировки грузов, должна производиться с учетом этих особенностей;
  • устойчивость к биологическим воздействиям. В первую очередь данное требование распространяется на грузы, перевозимые пассажирскими лайнерами, так как возникает вероятность нанесения вреда людям.

Для упаковки товаров используется тара, изготовленная исключительно из нейтральных веществ.

Для большей безопасности вся тара подразделяется на:

  • отдельную. Используется для упаковки определенного количества вещества;
  • комбинированную, применяемую для упаковки отдельной тары в большие емкости.

При использовании комбинированной тары следует учитывать правила размещения опасных грузов, то есть перевозить в одном контейнере можно те вещества, которые не могут вступить реакцию между собой и тем самым спровоцировать опасную ситуацию.

Отдельные требования предъявляются к таре, предназначенной для перевозки радиоактивных веществ.

В зависимости от степени опасности упаковки подразделяются на следующие виды:

  • промышленные упаковки, предназначенные для низко активных материалов;
  • типа А;
  • типа В;
  • типа С.

Каждый вид упаковки и тары должен пройти предварительную проверку на прочность и получить сертификат, подтверждающий возможность ее использования.

Вторичное применение одной и той же тары для перевозки без предварительного обследования на соответствие требованиям не допустимо.

К авиатранспорту:

Воздушное транспортное средство, допускаемое к транспортировке опасных грузов, должно быть оборудовано:

  • дополнительной системой вентиляции;
  • автоматической системой извещения о критической ситуации;
  • автоматической системой пожаротушения.

На борту судна должны быть:

  • огнетушители;
  • усиленная медицинская аптечка;
  • средства индивидуальной защиты для пассажиров и членов экипажа.

При транспортировке отдельных видов грузов требуется сопровождение специально обученными сотрудниками.

Каждое воздушное судно перед перевозкой должно пройти технический контроль, а после выполнения рейса санитарную обработку.

К персоналу:

Специальное обучение должен проходить персонал, выполняющий следующие виды работ:

  • погрузку и разгрузку воздушного судна;
  • сопровождение груза;
  • подготовку документов;
  • упаковку и маркировку веществ;
  • досмотр груза перед оправкой самолета;
  • охрану веществ на складе.

Любой сотрудник должен пройти курс, включающий в себя:

  • общие правила транспортировки опасных веществ самолетами;
  • правила проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • правила хранения товаров на складе;
  • правила упаковки и маркировки;
  • допуск товаров к транспортировке;
  • требования к пакету документов;
  • порядок действий в критической ситуации.

Курс переподготовки персонала должен проводиться 1 раз в 2 года.

Документы:

Все документы, необходимые для перевозки опасных грузов самолетами можно условно разделить на:

  • разрешительные;
  • сопроводительные.

К разрешительным документам относятся:

  • свидетельство о допуске судна к транспортировке опасных веществ;
  • разрешение на перевозку определенных товаров.

В большинстве случаев получения разрешения не требуется. Исключениями являются ситуации, когда:

  • в целях государства необходимо доставить запрещенные к перевозке воздушными судами вещества. В этом случае требуется специальные документ (разрешение), выдаваемое уполномоченными государственными органами и согласованное с пунктами приема и отправки веществ;
  • требуется доставить груз, не соответствующий правилам перевозки, но имеющий острую необходимость в иных, кроме государственных, целях. Грузоотправитель обязан получить свидетельство, освобождающее данный груз от предусмотренных правил транспортировки.

Сопроводительным документом является декларация. Декларация заполняется отправителем груза и предоставляется транспортной организации, осуществляющей перевозку.

В документе должно быть указано:

  • номер декларации. Номер должен указываться компанией, отвечающей за транспортировку груза;
  • полное наименование и адрес отправителя груза;
  • полное наименование и адрес получателя груза;
  • название аэропорта, из которого происходит отправка самолета;
  • название аэропорта назначения;
  • вид воздушного судна, осуществляющего доставку груза (пассажирский или грузовой самолет);
  • тип отправки (требуется указать, относится ли груз к категории радиоактивных веществ);
  • свойства отправляемого груза и его количество (описание веществ, с определением номера по классификации, разработанной ООН и класса опасности, а также необходимость получения дополнительного разрешения на транспортировку);
  • дополнительные сведения, необходимые для обеспечения безопасности и сохранности вещества в период осуществления доставки;
  • дата составления документа;
  • фамилия, подпись и должность составителя документа.

Декларация должна быть предоставлена в 2-х экземплярах, если договором перевозки не предусмотрена необходимость перемещения груза на другое воздушное судно.

Если перемещение необходимо, то количество экземпляров увеличивается на количество единиц транспорта, участвующего в доставке.

При транспортировке отдельных видов опасных грузов к декларации требуется приложить один из следующих документов:

  • сертификат, подтверждающей соответствие товаров указанной маркировке;
  • сертификат о пожарной безопасности веществ;
  • гигиеническое заключение на груз;
  • сертификат качества перевозимых веществ;
  • документ, подтверждающий происхождение товаров или материалов.

Все вышеперечисленные пункты отражают не полный перечень условий и мероприятий по работе с опасными грузами при перевозке воздушным транспортом. Однако изучение данного документа позволит Вам в достаточно полной мере оценить ту работу, которую выполняют сотрудники Авиакомпаний, грузовых терминалов аэропортов и в частности ЗАО «ГК «Максима» при организации перевозки вашего груза.